Частенько мне задают вопросы по тем или иным сферам игростроя, видимо, рассчитывая на то, что я информирован о той или иной теме, о том или ином тренде. Конечно, как человек, который каждый день серфит по различным информационным потокам разработки игр, кое-что знаю, по кое-чему имею своё мнение. Вот и на днях меня в очередной раз спросили про российский краудфандинг сервис Boomstarter: "Стоит ли доверять Boomstarter? Проверен ли людьми этот сайт? И каково ваше мнение об этом сайте? Заранее спасибо за ответ".
Во-первых, хочу заметить, что есть соответствующая тема на форуме в разделе "Маркетинг". Там я и другие форумчане высказывали свои позитивные и негативные мнения и отношения к данному сервису. Во-вторых, моё мнение может быть ошибочным, затуманенным личными предпочтениями и т.д. Но своё мнение изложить не проблема.
Пробовал его в качестве донатора и в качестве соискателя спонсоров. Об организаторах могу сказать то, что у них высокая самооценка, а работают они плохо. Их же работа состоит в том, чтоб привлекать спонсоров на проекты, а они этого сделать не могут. За то комиссию с удовольствием снимут, если вы лично подымите шум о своём проекте, раструбите всем друзьям и знакомым, всем заинтересованным, которые вложатся и помогут вам достичь заданной планки. Т.е. вы с таким же успехом могли бы открыть сайт с движком по сбору пожертвований и привлечь на него потенциальных спонсоров. Ведь, и в том и в другом случае PR'ом заниматься будете вы и только вы. Вот только во втором случае с вас никто комиссию не снимет.
В чём суть данных сервисов? В том, что они приглашают соискателей и спонсоров, удачно сводят их. Когда соискатель всё оформил и подготовил для презентации людям, должен включаться сервис - он должен максимально активно рекламировать проект, привлекать на него потенциальных спонсоров и т.д. Именно на этом сервис должен заработать - помочь участнику собрать нужную сумму, получить с неё комиссию, обеспечить выполнение обещаний спонсорам проекта, проследить за развитием и итогом. Вот в чём. Это могут западные люди, у них это есть в понятиях - они не берут деньги просто так, они чувствуют за собой обязанность их отработать. В России же, например, люди абсолютно не понимают что такое "длинные деньги", не понимают, как можно выполнять работу в течение долгого времени, когда уже оплата получена. Мы же хапнули деньги, так зачем делать какие-то телодвижения дальше? Проект разместился у нас, теперь пусть его разработчики тянут на себе, а если не вытянут, то мы сошлемся, что у них проект отстойный, а наш классный сервис тут ни при чем. А если не могут получить деньги в ближайшее время и всё сразу, то и работать не хотят, не хотят, так сказать, рисковать - вкладывать, ждать отдачу. В этом суть замкнутого круга.
Кстати, наша страна (РФ) в IT-отрасль привлекает где-то 50,000,000$ в год от частных инвесторов, а в США, например, в эту же сферу независимые инвесторы вкладывают 12,000,000,000$ в год. Как вам разница? А вложение в разработку игр - это тоже IT-вложение, кто не понимает. Цифры, конечно, я где-то слышал левым ухом, но уверен в них. Можете сами поискать подобную информацию в сети. Но при этом не получают финансирование в РФ всего лишь 12% проектов (т.е. удачно почти всё, даже шлак), а в США - 55% (т.е. там серьезный отбор). Но этот высокий показатель успешности проектов в России не потому, что это классные проекты, а потому, что они, в большинстве случаев, являются отстоем, но относительно мало стоят, незаметно финансируются правительством (понт для повышения инвестиционной привлекательности), либо они на самом деле самодостаточны (не нуждаются в спонсорах, т.к. уже нашли инвесторов), а хотят лишь привлечь ещё денег, чтобы директор купил новый Мерседес или Коттедж. Я не экономист и не финансовый аналитик, поэтому не буду много говорить о всякого рода способах инвестирования, а вернусь к обсуждению Boomstarter'а.
Все проекты, которые там за 100 тысяч рублей - это договорные, как я думаю, для видимости сделали ячейки удачными примерами. Если говорить о примерах, то несколько юзеров GcUp.ru начали там кампании по сбору денег на развитие своих игровых проектов, но набрать сумму им не удастся, судя по всему. Пока, по крайней мере, нет просвета.
У сервиса нет спонсоров, там нет "рыбы". Если набрать 100 тыс. рублей практически там нереально, то к чему это всё. А небольшая игра обычно и стоит 1-10 тысяч $. За то они могут не принять ваш проект по надуманным причинам, например, ими считаются 2D-игры более низким уровнем, чем 3D, только по самому этому факту.
Если нужно собрать деньги на действительно хороший проект, который оригинален и теоретически понравится донаторам, и знаете английский, то стоит поискать счастье на американском Kickstarter'е или европейском (Нидерланды) Gambitious. Ну и на других зарубежных проектах, типа австралийского Desura, который тоже очень хорош и имеет меньшие входные условия по качеству проектов и принадлежности соискателей. Русские аналоги в этой сфере являются дешевками с гонором Кикстартера. Не рекомендую. Только для PR, чтобы показать информацию о своём проекте дополнительной сотни человек. На Бумстартере их, похоже, столько. Пока так, но в будущем, может быть что-то и изменится.
Кстати, посещаемость Boomstarter - 2000-2500 человек в сутки по данным LiveInternet. А на Kickstarter'е - 2.2% россиян, и лишь 39.2% - американцы (США) по данным Alexa Internet.
Вот только на зарубежных сервисах сложно размещаться - нужно знание языков, соответствующие документы, да и не любят нигде в мире россиян (в основном из-за агрессивных москвичей, как показывает опыт) и за поддержку диктаторов. =) Но это уже другая тема, которая в данном случае нам неинтересна. |