Мне частенько приходится общаться с разработчиками игровых движков и систем разработки по ходу редактирования сайта GcUp.ru, ведь многие из них сами идут на контакт, предлагая самую актуальную информацию об их продуктах. Да и вообще, приходится постоянно анализировать рынок средств разработки, сопоставляя разные предложения. И в этом году наметилась хорошая тенденция с тем, что вышли долгожданные Unreal Engine 4, CryEngine (4) и готовится к выходу Unity 5.
Это и так вполне отличные события, но разработчики из Epic Games пошли на беспрецедентный шаг, представив свою передовую технологию по облегчённой схеме лицензирования (подписка за $19 в месяц + 5% с продаж коммерческих проектов) и открыв его коды. Теперь инди-разработчики получают в своё распоряжение AAA-технологию за низкую сумму, имеют прозрачную схему отчислений и мизерную комиссию с продаж + он чаще обновляется, т.к. многие свободные разработчики начали вносить в движок всё то, за что они борются. Так, например, Linux’ойды позаботились о развитии UE4 в их сторону…
Следом компания Crytek сделала похожий шаг, выпустив CryEngine 4, который теперь будет без числовой приписки – просто CryEngine. Что касается лицензирования, то они также снизили цену и ввели подписочную лицензию по меньшей цене – $9,9. Открывать исходные коды они не стали, т.к. у них мощности комьюнити и без того были большими за счёт армии модостроителей их игр. Т.е. Epic Games имела проблемы с сообществом пользователей движка, они были разобщены и на контакт выходили в основном уже самостоятельные компании с первым амбициозным проектом, чтобы заручиться поддержкой. А нужно было подцепить именно мелких игроделов-одиночек в одно единое сообщество. В сообществе пользователей движка CryEngine же царила немного другая ситуация – костяк его состоял из геймеров, которые теребили инструментарий для создания модов серии «Crysis». Таким образом, Crytek также выполнила задачу, поставленную на этот год – собрала сообщество под одну крышу, выведя многих из моддинга в игроделы. Для этого им пока не нужно было открывать коды.
Удешевление движков – это тенденция, которая сложилась лет 6-10 назад. Вернее, она всегда была такой, но за указанный период этот процесс значительно ускорился. И предыдущее поколение удешевления и становления доступными профессиональных инструментов поддержала компания Unity Technologies, представив свой инструмент в ограниченном бесплатном доступе, введя низкую единую цену, раздельное лицензирование модулей и систему подписок для самого движка и модулей, чтобы инди-игроделам было удобнее. В то время это была инновация, тренд, правильное решение, выгодная позиция.
Многие движки сразу ощутили отток пользователей, и в срочном порядке были вынуждены провести реформы. Какие-то движки, типа Torque 3D, были вынуждены пойти на открытие исходных кодов и снижение цены лицензирования. Какие-то, типа GameMaker, ввели систему лицензирования модулей по удобной и доступной цене. Каким-то движкам и системам разработки это помогало, каким-то – нет. Многие неповоротливые движки канули в лету.
И сейчас UE4 и CE4 закрутили маховик, который начал уводить пользователей от Unity3D, ставшего за эти годы самым популярным решением у инди-разработчиков, к ним. Многим стало очевидно, что компания Unity Technologies разжирела и стала чуть менее поворотлива. Она нарастила офисы по всему миру, её штат составляют сотни людей, многие из которых являются бездарями и просто приятным приложением без технических навыков. Ряд необходимых функций, типа нового UI, пользователи движка уже ждут годы, кушая обещания. И новый интерфейс, кстати, опять обещан на следующее обновление – 4.6. Обратите внимание, что перенос релиза этой фичи был с версии 3. Т.е. юзеры, переходя с версии 2 на 3 ждали эту возможность.
Так вот намечается тенденция спада популярности U3D, т.к. обновляется он хорошо, но немного хуже своих основных конкурентов, а его схема лицензирования является вчерашним днём – прошлым поколением доступности систем разработки. И всё чаще в комментариях на GcUp.ru и на прочих ресурсах мы видим, что юзеры оставляют Юньку, задумываются о переходе к UE и CE. И тут мы от портала GcUp.ru решили поинтересоваться у представителей компании Unity Technologies, что же они намерены предпринять, планируют ли они что-то делать со схемой лицензирования, поменяют ли они её в ближайшем будущем. Мы написали письмо и получили ответ.
Относительно ситуации с системами подписки движка PR’щики Unity Technologies, с которыми у нас состоялся контакт, добыли для нас комментарий Олега Придюка, евангелиста Unity в России:
В прошлом году мы ввели подписку как один из вариантов работы с движком Юнити. Ее настоящие условия и цена соответствуют реакции и ожиданиям пользователей - 75$ в месяц за Unity Pro.
Стоит напомнить, что Юнити предлагает полностью бесплатный продукт Unity Free, который допускает коммерческое использование и позволяет выпускать коммерческий контент для браузера, Windows, Mac, Linux, iOS, Android, Blackberry, Windows 8 WSA, Windows Phone 8.
В бесплатной версии редактора Unity присутствует ряд ограничений - логотип при загрузке, отсутствие профайлера и доступа к рендер-эффектам... Тем не менее, с бесплатной версией Unity получаются прекрасные продукты. Например, отечественный разработчик CarX собрал красивейший симулятор автогонок для iOS и Android - http://www.carx-tech.com
Другими словами, с бесплатной Unity начинающие разработчики могут опробовать движок и свои силы на всех самых популярных платформах, собрать демку, прототип... Если возможностей бесплатной версии не хватает, всегда есть подписка за 75$ и постоянная лицензия за 1500$.
Таким образом, мы видим, что система лицензирования в ближайшее время останется прежней, либо сотрудник компании не посчитал возможным или необходимым сообщить об этом, настояв на том, что у них всё и так отлично, что они и так удовлетворяют пользователей – помните того кота из мультфильма про попугая Кешу с фразой «Таити, Таити...Нас и здесь не плохо кормят». Так или иначе, система лицензирования U3D остаётся прежней, и мы имеем такую ситуацию:
Unreal Engine 4 – $19;
CryEngine (4) – $9,9;
Unity – $75.
Есть некоторые нюансы, типа процентных ставок (5%) на коммерческие проекты в открытом UE, на возможность бессрочного лицензирования Unity за $1500 и т.д. но суть остаётся сутью - Unity лицензируется за $75 + за такую же цену нужно докупать месячные подписки на экспортные возможности под каждую платформу. При том, что конкуренты предлагают единую подписку на все доступные платформы. А их число сопоставимо и приближается к количеству оных в Unity.
Отсюда назревает вывод: если вместе с Unity 5, который уже был анонсирован, не будет представлена новая схема лицензирования с понижением цены, то инди-разработчики воспримут это как шаг от них и пойдут на отдаление к конкурентам, которые предлагают более вкусные условия. Но Unity Technologies пока сообщает то, что она не будет менять ценовую политику.
И напоследок отмечу, что буквально на днях компания Ideaworks3d сменила название на Marmalade Technologies Ltd. А также она сделала свою систему разработки Marmalade бесплатной.
Они сейчас обновили сайт, набрали большую маркетинг команду, запускают российское подразделение и организовывают русскоязычный сайт. Языковая версия их сайта скоро будет, я вам сообщу об этом также. Сделали перерегистрацию, т.к. многим было не понятна связь компании и бренда. По структуре компания внутри как бы разделяется на Marmalade Studio, Services и Las, которые делают сам SDK. Ну и как следствие сам инструментарий Marmalade стал бесплатным – об этом мы писали новости на главной странице нашего сайта.
Т.е. подвижки есть, цепная реакция пошла. Будем надеяться, что и Unity 5 будет ей подвержен. Иначе экстаз от PR-кампании с вовлечением Брайана Фарго и его «Wasteland 2» давно завершился, остался осадок, цены конкуренты снизили, условия улучшили – многие пользователи Unity негодуют неповоротливостью Unity Technologies. И это действительно так – компания привыкла к потоку денег и успокоилась, думая, что так будет всегда. Но времена меняются, конкуренты не дремлют.
Спасибо за внимание! Пишите своё мнение в комментариях… Может быть я не прав в чём-то и чего-то не знаю – обсудим. |