Сейчас идёт тенденция к уменьшению количества средних и мелких решений в области игровых движков и ПО для разработки игр, типа сред программирования, конструкторов игр и т.п. Сказывается высокая конкуренция, да и предпочтение игроделами более комплексных решений. В сфере 2D решений вообще уже всё плохо, т.к. сейчас спросом пользуются в основном зарекомендовавшие среды с возможностью сборки игр под популярные мобильные устройства с массовыми ОС, типа Android и iOS.
Понятное дело, тут сейчас правят GameMaker Studio и Construct. Но и им теперь предстоит конкурировать не только с догоняющими конструкторами, осваивающими поддержку современных платформ, но и с гигантами, типа Unity3D, который с недавних пор становится полноценным решением для разработки 2D-игр. В нём и раньше можно было делать 2D-игры, но сейчас это можно без использования дополнительных шпилек.
Среди последних потерь, например, можно вспомнить разработку члена сообщества GcUp.ru –конструктор игр SpriteBoy. Разработка этого конструктора закрыта без попытки занять нишу. Недавно (24 марта 2014 года) были выложены его исходники. Собственно, его автор планирует работать над другим проектом, но на базе упомянутого Unity3D. Новый проект также будет конструктором игр, но более широкого направления и со значительно большим количеством возможностей.
Многие мелкие движки, конструкторы загибаются. Инди-игроделы всё чаще выбирают зарекомендованные инструменты, отказываясь от истинных инди-платформ. Никто не хочет остаться в одиночестве со своими проблемами, предпочитая вливаться в большие сообщества потребителей.
Из отечественных и не только отечественных движков и конструкторов, которые также уже мертвы или перешли в вялую стадию можно отметить: 3DGS, 3D Rad, MMO Constructor, FPS Creator, eDizzy, 001 Game Creator, EMG Studio, MegaKerma, Квестер и др.
И многие разработчики движков вместе с остановкой работы над своими проектами выкладывают исходники. Чем пользуются быдлокодеры, делая якобы свои движки и среды, заменяя в чужих исходниках кое-что по мелочи.
Например, чаще спросом пользуются простые, но достаточно популярные у начинающих игроделов инструменты, типа Silent Walk FPS Creator, Tululoo HTML5 Game Maker 2 и др. В результате от бессовестных кодеров из Рашки появляются абсолютно ненужные исчадья, типа Кавая, MG FPS Creator, MG HTML5 Engine и прочий бред, разбавляющий и рассеивающий внимание игроделов.
Большинству сейчас нужны только следующие движки: Unity, Unreal Engine 4 (недавно заменил и без того популярный UDK) и CryENGINE 3. У инди-игроделов это сейчас основные платформы для разработки игр, которые не хотят GMS и Construct 2. От GMS и Construct 2 отходят в первую очередь из-за статуса этих сред. Но разработчики GMS и Construct 2 сейчас полным ходом избавляются от клеше, преподнося свои инструменты уже как профессиональные решения, избавляясь от когда-то модных слоганов, типа «Простой в освоении конструктор игр», «Создание игр без программирования» и т.д.
Но вновь вернёмся к отечественным разработкам, ведь мы периодически делаем анализ предложений в области средств разработки от российских разработчиков игровых и графических движков.
Несколько лет назад был большой интерес к движку BigWorld, на базе которого была разработана одна из самых популярных нынче онлайн игр «World of Tanks». Собственно, движок впоследствии перешел к белорусской Wargaming. Но будет ли этот движок дальше развиваться и конкурировать на рынке движков? Мы обратились к разработчикам из Wargaming через их сотрудника Ивана Живицу, чтобы они немного рассказали о текущей ситуации.
С покупкой BigWorld Ltd. Wargaming получила весомое подкрепление – австралийская команда, пришедшая в игровую индустрию не вчера и успевшая хорошо себя зарекомендовать, сконцентрировалась исключительно на улучшении движка под игры компании. Направив все усилия на проекты Wargaming, сиднейская команда вместе с Persha Studia оперативно и качественно адаптировали «танковый» движок под особенности геймплея «World of Warplanes».
Движок регулярно обновляется с оглядкой на современные технологии, однако практику лицензирования для инди-разработчиков было решено приостановить.
Т.е. BigWorld теперь является собственной технологией Wargaming, и ее первостепенная задача — обеспечить качественное функционирование игр Wargaming. Про данный движок инди-разработчикам можно не думать.
Если идти дальше, то одним из перспективных в эпоху популярности Flash для разработки игр был отечественный движок Alternativa3D от AlternativaPlatform. Движок был открыт, а игры на нём, типа «Tanki Online» и «Combat Sector» продолжили своё существование с анонсом на переработку.
Разработчики проекта «Tanki Online» тоже решили отойти от Flash, перейдя с Alternativa3D на Unity. Кстати, Unity когда-то тоже поддерживал ограниченную компиляцию проектов под Flash, однако чутьё разработчиков движка не подвело, когда они решили полностью отказаться от этой платформы в пользу своего собственного плеера для встраивания в Web.
Мы написали разработчикам в AlternativaPlatform, чтобы они немного рассказали об их дальнейшей деятельности. Они любезно ответили.
Они сообщили, что в данный момент не занимаются развитием движка Alternativa3D. Два года назад они выложили исходники движка и дали возможность сообществу самостоятельно с ним работать.
В компании сейчас идёт период активной разработки новой игровой социальной сети, в основу которой ложатся «Tanki Online» и «Combat Sector». Пока эти игры работают на Flash, но уже новые версии разрабатываются на Unity.
Некоторую информацию можно подчеркнуть на сайте компании. Если кому интересно, то о процессе разработки периодически публикуются новости в блоге компании.
Вопрос:
Проект «Tanki Online» как есть переходит с Alternativa3D на Unity или это будет фактически новая игра со старой базой аккаунтов? Планируется ли значительное улучшение графики, и какой будет структура игры – браузерная или клиентская, за счет чего (HTML5, Unity Player) и на какие платформы/сети рассчитываете? Будете использовать WebGL и asm.js, что заявлены в Unity 5?
Ответ:
При переходе на Unity изменится многое: модели танков, различная анимация, построение карт. Игра останется браузерной (Unity Player), но планируем добавить скачиваемый клиент для тех, кому так будет удобнее играть. Мы считаем, что переход на Unity даст возможность сделать игру мультиплатформенной (PC, мобильные устройства, консоли и т.д.).
Скриншоты и даже видео нового проекта уже не единожды публиковались как на разных ресурсах, так и были презентованы на конференции DevGamm Киев'2013.
Стоит также ознакомиться со следующей информацией:
краткая информация для игроков
youtube-канал с видеоблогами, в некоторых из них были показаны демки Unity-версии игры.
В общем и целом, Unity - это всего лишь инструмент, так же как и Flash. У нас давно были планы на серьёзное изменение игры и Unity нам в этом больше подходит.
Спасибо за ответ и предоставленную информацию Михаилу Сухотерину.
Некоторые игроделы нашего сообщества интересовались судьбой небольшого движка CAST II. Мы связались с разработчиком CAST II Game Engine, который сообщил, что в нынешнем виде движок развиваться не будет. Многие идеи и принципы из него переносятся в другой проект, ориентированный в первую очередь на мобильные устройства. Насколько он будет доступен для сторонних разработчиков, еще окончательно не решено. Пока не доступен.
Т.е. CAST II завершил своё развитие, но его разработчик с нуля развивает какой-то другой движок для разработки игр на мобильные платформы, и который рассчитывается пока только на собственное использование, не будет доступен для стороннего лицензирования.
Как вы видите, всё больше движков прекращает своё существование, уходит в проприетарное использование, либо открывается для общего развития. И самыми перспективными на данный момент являются U3D, CE3, UE4. В этом году конкуренция между этими движками особо остра, однако уже сейчас наметилось разделение по типу лицензирования и приоритетов развития.
Особо стоит отметить Unity, который по сути становится основным стандартом, переманившим на свою сторону тысячи инди-разработчиков и крупных компаний. Возможно, и вам стоит присмотреться к этому игровому движку, который, похоже, будет самым популярным в ближайшие несколько лет. Если движок популярен, то у него есть большое сообщество, которое способно помогать друг другу, а также предоставлять дополнительные библиотеки и шаблоны игр. Т.е. разработка на Unity не просто перспективна, но и облегчена рядом факторов. |