Модель монетизации игр Free-to-Play (F2P) на данный момент является господствующей на рынке мобильных и онлайн игр в США, Великобритании и ЕС. В связи с этим на неё всё чаще и чаще обращают внимания государственные структуры, организации регулирования игровой индустрии. Так недавно европейская комиссия провела обсуждения и выпустила регулирующий документ. В связи с этим для игроделов GcUp.ru стоит специально вкратце взглянуть на положение дел F2P-модели в США, Великобритании и ЕС.
В Соединённых Штатах Америки на данный момент модель F2P никак не регулируется, и разработчики игр не имеют никаких предписаний по поводу использования такой схемы получения прибыли. Однако в начале этого года Федеральная Торговая Комиссия (FTC) договорилась с Apple о регулировании дополнительных приобретений внутри игр, докупного игрового контента, оскорбляющего игроков, над которыми невозможен родительский контроль внутри игр. Т.е. игр потенциально ориентированных на детскую аудиторию, но способных предлагать контент для более старшой аудитории, тем самым нарушая изначальную планку. Также комиссии не понравилась система авторизации в iTunes и сохранения пароля пользователя, из-за чего в обновлении iOS 7.1 данные вопросы были устранены. При этом сервис Google Play за нечто подобное не был наказан, и он самостоятельно подтянулся к установленным требованиям.
В Великобритании правительство чётко обозначила требования, предъявляемые к OFT (Office of Fair Trading’s). В частности, все пункты и их стоимость должны быть обозначены в списках перед скачиванием игры пользователем. Издатели должны обеспечивать лёгкий способ обратной связи, предоставив все возможные контакты. Сообщения о закупках в играх должны быть ясными, отличающимися от виртуальных игровых действий, без маскировки и подмены понятий. Игры не должны давать пользователю предпосылки, вводящие в заблуждение о том, что он не сможет закончить игру без денежного вливания. Игры не должны эксплуатировать неопытность и уязвимость юных игроков, заставляя их произвести закупки для паритета, который мог бы быть достигнут лишь после длительного геймплея. Платежи в игре должны быть полностью разрешены и не должны требовать какие-либо пароли для завершения сделки.
В Европейском Союзе, как было отмечено выше, European Commission подняла данный вопрос для выявления и обозначения игр, которые могут называться свободными при наличии в оных сервиса закупки игровых возможностей и предметов.
В частности, они отметили, что игра использующая статус «free» должна быть на самом деле бесплатной, проходимой без вливания денег, даже если оная возможность в ней присутствует. Если игра использует понятие «free» (или «similar») частично, то это должно быть ясно и чётко сообщено в описании – что платное, а что бесплатное. В таких случаях пользователь должен иметь доступ к бесплатной части без оплаты. Свободной игрой не может называться игра, в которой пользователь не может получить доступ к основному геймплею для получения заявленных особенностей. Это касается freemium-игр, в которых требуется оплата, например, для доступа к следующим уровням. Такие игры не могут эксплуатировать «free» в своей рекламной кампании.
Это логичные и разумные требования. Все эти требования направлены на создание прозрачных отношений между издателями и игроками. В том числе и детьми. Эти требования обеспечивают соответствия Free-to-Play игр своему статусу – свободными для игры. При этом данные предписания должны взаимодействовать во всей экосистеме игровой индустрии, не только между разработчиками и издателями, но и с различными сервисами продажи, как это, например, уже сделано в Apple App Store. Это должно соблюдаться и в сервисах монетизации, которые осуществляют работу окон оплаты без пароля и т.д. Однако вся ответственность ложится именно на издателе игры.
Рынок мобильных игр продолжает расширяться, поэтому тонкость и количество инструкций, предъявляемых приложениям, будет также увеличиваться. В частности, многие российские компании всё чаще нарушают эти требования, вымогая через игры чрезмерный донат. Множество игроков жалуется на отвратительное отношение российских издателей к своим игрокам. Поэтому культура взаимодействия в отсталых странах, типа РФ, должна лучше стимулироваться. В том числе ужесточением требований к местным компаниям, стремящимся подменить понятия и недобросовестно нажиться на доверчивых игроках, предоставляя тем игры, не соответствующие понятию «free». |