Недавно компания Second Dimension на сервисе Kickstarter кое-как собрала необходимую сумму (5000 $) для реализации игры «Kromasphere: YAGAC MD» на картриджах Sega Mega Drive / Genesis. К сожалению, собрано было лишь чуть больше 5000 $, несмотря на то, что игра вполне неплоха – платформер с большими уровнями и метройдвания-механикой прохождения.
Как показывает практика, на данный момент нет сервисов или издательств, которые могли бы реализовывать и издавать игры для ретро платформ от сторонних разработчиков. Существующие конторы, типа Second Dimension, представляют из себя жалкое подобие, и не могут обеспечить разработчику игр хотя бы 1-2 тысячи $. А их издательские потуги и вовсе странны, раз они даже на свою деятельность просят финансирование через краудфандинг-сервисы. Получается издатель без возможностей издателя (деньги и маркетинг) или сапожник без сапог.
Работают такие псевдо издатели либо себе в убыток, либо издают свои мелкие проекты или проекты, которые достались им бесплатно или за пару сотен баксов. Система процентных отчислений также не приносит разработчикам практически ничего, т.к. издатель не справляется со своими прямыми обязанностями: маркетингом и продажами.
Впрочем, фанатов ретро-игр также немного, и даже бесплатные игры, доступные для свободного скачивания, не особо пользуются спросом. Что уж говорить о покупке картриджей за 25-65$. Таким образом, всё меньше независимых разработчиков будут заниматься разработкой под ту же Sega MD для издания на физических носителях. К сожалению, теперь и на ретро-системы создание и выпуск чего-то нового стало походить на такой же процесс для PC и Android – без денег на PR об игре никто не узнает, не купит, не скачает.
Компания Watermelon выпускала качественные проекты, но сейчас она считается мошеннической, т.к. собрала деньги на свои проекты, не выпустила их и отказывается возвращать деньги. Игра «Paprium» обсуждается на тематических форумах. Piko Interactive в основном занимается переизданием игр, которые в общем доступе, либо продажей переводов с японского или китайского языков, т.к. застолбляет права на тайтлы упразднённых компаний. 1985 Alternativo не выполняет своих обязательств по тиражу и имеет скудные возможности продаж – нет своего магазина.
Я, например, когда предлагаю издателю свою игру, то предоставляю демонстрационный ROM с 2-4 уровнями. И отмечаю, что продаю проект как есть. Вы можете вносить в него изменения, делать на его исходных кодах другой проект. Но я не буду обязан делать это за вас. Это ваши дела. Вы заплатите мне лишь однажды. После я передам вам: ROM полной игры, Исходные коды и ресурсы, Арты для обложки и мануала. Вы получите статус издателя. Будете обязаны в течение 1 года выпустить игру на картриджах, чтобы я и все желающие могли её купить. По необходимости котов рассмотреть любой документ NDA. Но и такие простые условия для этих контор порой сложны.
А разработка под ту же Sega MD не так уж и проста, учитывая, что даже тестирование и отладка – весьма сложная задача. Эмуляторов точных нет, все равно многие особенности случаются только на железе... При чём, на разных вариантах консоли - разные... Посему штука типа UMDK теоретически нужная, вопрос лишь в том, что кто много разрабатывает софта под SMD, для какого именно проекта штука понадобилась бы... Например, она нужна была бы крутому разработчику, чисто для ускорения процесса исправления багов при разработке. Но таких разработчиков нет, все проекты мелкие и серьёзные неведомые странности, возникающие исключительно на железе, методом тыка и предположений ловятся и устраняются использованием других методов написания кода элемента, вызывающего сбой. Но у кого есть деньги и знания, то те могут и UMDK купить.
В общем, разработка под ретро-платформы весьма дорогостоящая, т.к. необходимо тестирование на всех вариантах консолей (NTSC, PAL, SECAM), и просто работа программы на эмуляторе ничего не скажет о её поведении на реальном железе. Помимо кучи консолей, также требуется купить флеш-картридж, девкит и пр. Затраты выходят под 1000$, а заработать на одной игре удаётся лишь 300-500$. Отсюда и проблема. Спасли бы краудфандинг-сервисы Kickstarter и Indiegogo, но там россиян в качестве соискателей блокируют, чтобы те, видимо, не демпинговали проекты американских и европейских разработчиков, которые, как правило, просят больше денег на проекты меньшего уровня. Во и чувствуешь себя как разработчик третьего сорта, т.к. на мировые площадки путь заказан. |