War… War never changes…
Начнём, пожалуй. Все случилось в далёком 97-ом году, когда максимальное число цветов было 256 (а то и все 16), компьютеры работали и под DOS и под Windows одновременно. Доллар дорожал, а рубль также деревенел, но жить было можно. В далёкой от нас Америке, где-то в Калифорнии, вовсю ковался МИР. Мир, который не блистал лоском, где не было напыщенных рыцарей, толстых королей, и пышно…, скажем так, принцесс с пышной прической. Мир, где за воду надо было бороться, где собаки перестали быть друзьями человека, стали пищей и врагами. Мир сумасшедших учёных, дядек с М-135(«гатлинг»), и мужика с «9мм», в синей майке с числом 13. Вы, наверное, поняли, о чем идёт речь? Мир после катастрофы, мир Fallout.
Fallout – военный термин, означающий выпад ядерных осадков. Но в названии есть что-то сакральное. Fall Out. Падение прочь. Именно так можно охарактеризовать судьбу главного героя.
Fallout вышел в 1997 году, и сразу стал шедевром. Игрокам понравилась атмосфера пост-апокаллиптической РПГ (этот термин был придуман Black Isle, которая, кстати, и разрабатывала первые две части игры). Атмосфера обречённости, нагнетающаяся с помощью гениальной музыки/звука, подземелий, и персонажей. Но, тем не менее, кто бы вам ни говорил, Fallout – фэнтези во всей красе. И дело вовсе не в пушках, тачках, «гатлингах»… Просто герой МОГ изменить мир, один, или в группе. Фантастика такого не потерпит, в ней герой просто человек, а не Chosen One. Так что, давайте считать Fallout фэнтези. Пусть необычной, но фэнтези.
Поначалу игра разрабатывалась на базе бесклассовой системы GURPS, но позднее, уже в процессе разработки, люди, имеющие права на GURPS подивились и ужаснулись уровню насилия в Fallout (ну, чего-чего, а там его было много, даже был перк «Мясник», убивавший всех ваших врагов как-то по жуткому, за что игра и получила Mature от ESRB, то есть игрокам от 17 и выше) и ушли, громко хлопнув дверью. На что Black Isle создала S.P.E.C.I.A.L. (от Strength. Perception. Endurance. Charisma. Intelligence. Agility. Luck. , первые буквы каждой характеристики персонажа), которая тоже была бесклассовой и основанной на навыках. Коих было достаточно, чтобы отыграть ЛЮБУЮ роль. Легко отыгрывались и «танк», и вор, и убийца, и, боже упаси, паладин. К сожалению, игра была квази-нелинейной, то есть удачно прятала свою линейность. Как бы ты не отыгрывался, рано или поздно ты приходил в «…», и убивал/уничтожал «…».
Главный, по моему мнению, плюс игры, это концепция «судеб городов». У каждого события, произошедшего с участием героя, имелось логическое окончание, ничто не упускалось. У каждого города своя судьба, но она зависела от поступков героя. Сильно способствует реиграбельности. Это плюсик номер два.
Хорошую роль сыграли «детективно-секретные» квесты и места. Их надо было искать, причем искать усердно (если это квест), или уповать на высокую Perception, путешествуя по пустошам. Например, разоблачить Игуану-Джо, торговавшего человечиной под видом игуан. Или встретить разбившуюся летающую тарелку. Были среди таких мест и полезные. Целью второго Fallout было поначалу нахождение Убежища 13, и в пустыне изредка находился магический портал туда. Но найти его почти невозможно. Это плюсик под номером три.
Давайте подводить итоги. В чем произвел революцию Fallout?
Он внёс бесклассовые системы на компьютер. Позже ими воспользовались Arcanum, Dungeon Siege, Проклятые Земли.
Концепция пост-апокалиптического мира. До него на PC вышла только пара игр по этой концепции, Dark Sun : Shattered Lands и Dark Sun 2: Wake of Ravager, созданные на основе D&D’ного мира Dark Sun. Обе провальные.
Концепция судеб городов. До Fallout такого не припомню. Пока на вооружение взято лишь Arcanum’ом.
Нормальная реализация «походовости». Именно Fallout привнёс заветные «action points», так широко использующиеся сейчас.
Большое количество черного юмора. Fallout был смешным, но при этом в «рамках» своей атмосферы.
Стилизация под 50-е годы 20-го века. Как-то и забыл про самое главное. Все плакаты и рисунки в игре были сделаны «под копирку» с плакатов того времени. Известно, что проект «Безопасный дом» реально существовал на случай Атомной войны с СССР. И музыка! Ах, музыка! Всего две песни, но какие! “Maybe”, неизвестной мне исполнительницы, и “A kiss to build a dream on”, великого Луи Армстронга, короля джаза. Музыка взята тоже из 50-х годов.
Ролики. Ролики под эту музыку были бесподобны. Лучше раз посмотреть, чем я буду вам рассказывать.
Игра вышла успешной, но так и не дождалась третьей части "Van Buren". Вопрос, как и всегда, упёрся в деньги. И права на брэнд Fallout достались Bethseda Softworks, создателю линейки TES. Сейчас они ведут разработку новой серии Fallout.
Помните – «Война никогда не меняется»! |