Скриптовый язык (англ. scripting language, в рускоязычной литературе принято название язык сценариев) — язык программирования, разработанный для записи «сценариев», последовательностей операций, которые пользователь может выполнять на компьютере. Простые скриптовые языки раньше часто называли языками пакетной обработки (batch languages или job control languages). Сценарии обычно интерпретируются, а не компилируются. В прикладной программе, сценарий (скрипт) — это программа, которая автоматизирует некоторую задачу, которую без сценария пользователь делал бы вручную, используя интерфейс программы. Плагины или скрипты? Для написания пользовательских расширений могут использоваться как плагины, так и скрипты. Скриптовый язык предпочтительнее в таких случаях. Если нужно обеспечить программируемость без риска дестабилизировать систему. Так как, в отличие от плагинов, скрипты интерпретируются, а не компилируются, неправильно написанный скрипт выведет диагностическое сообщение, а не приведёт систему к краху. Если важен выразительный код. Во-первых, чем сложнее система, тем больше кода приходится писать «потому, что это нужно» — см., например, Hello World#Маргинальные примеры. Во-вторых, в скриптовом языке может быть совсем другая концепция программирования, чем в основной программе — например, игра может быть монолитным однопоточным приложением, в то время как управляющие персонажами скрипты выполняются параллельно. В-третьих, скриптовый язык имеет собственный проблемно-ориентированный набор команд, и одна строка скрипта может делать то же, что несколько десятков строк машинного кода. Как следствие, на скриптовом языке может писать программист очень низкой квалификации — например, геймдизайнер своими руками, не полагаясь на программистов, может корректировать правила игры. Если требуется кроссплатформенность. Хорошим примером является Javascript — его исполняют браузеры под самыми разными ОС. С другой стороны, поскольку скрипты интерпретируются из исходного кода динамически при каждом исполнении, они выполняются обычно значительно медленнее готовых программ, оттранслированных в машинный код на этапе компиляции. Поэтому скриптовые языки не применяются для написания программ, требующих оптимальности и быстроты исполнения. Но из-за простоты они часто применяются для написания небольших, одноразовых («проблемных») программ. Также в плане быстродействия скриптовые языки можно разделить на языки динамического разбора (sh, command.com) и предварительно компилируемые (Perl). Языки динамического разбора считывают инструкции из файла программы минимально требующимися блоками, и исполняют эти блоки, не читая дальнейший код. Предкомпилируемые языки вначале считывают всю программу, компилируют её всю либо в машинный код, либо в какой-то внутренний формат, и лишь затем исполняют получившийся код. Типы скриптовых языков Универсальные скриптовые языки Perl Python PHP Tcl (Tool command language) Ruby Встроенные в прикладные программы UnrealScript Emacs Lisp AutoLISP VBA MAXScript DJEM-script MQL4 script Командные оболочки AppleScript bash csh JCL ksh пакетные файлы MS-DOS и файлы командного процессора Windows NT (.bat, .cmd) REXX sh Встраиваемые ECMAScript — JavaScript, JScript Guile Lua Sleep Script.NET Также в приложение может быть встроена возможность расширения сценариями на любом из универсальных скриптовых языков, см. к примеру библиотеку SWIG. |