А-а-а-а-а! %) Ферамон, у меня последнее время такое впечатление, что народ твою статью опять забыл. Или считают, что ты пошутил. Может, дополнить её парой пунктов?
1. Помнить об ограничениях аппаратного обеспечения
Сценарий предназначен для съёмки фильма или создания игры. То есть, всё происходящее там будет показано на экране. В связи с чем, вы можете использовать только ЗРИТЕЛЬНЫЕ и ЗВУКОВЫЕ образы!!! Никакие другие!
Главный бред, который я встречаю слишком густо последнее время и который НЕ НАДО писать:
- "Пахло тухлятиной" и прочие запахи. Современная техника запахи не воспроизводит.
- "На душе у него было мрачнее ночи". Если только вы не собираетесь физически вывернуть ГГ на изнанку и показать, какого цвета у него душа, не пишите подобного!!! Средства современного аппаратного обеспечения не могут заглядывать в душу! Вы можете написать "ГГ выглядит мрачно, брови нахмурены, во рту зажат кинжал. ГГ рычит "Убью!" Ничего больше!
- "Герой раскаялся". Это мой фаворит, чесслово. Если ты решил что-то, ты должен это ПОКАЗАТЬ, а не просто написать словом. Сделать сцену, в которой ГГ осознаёт свои ошибки!
2. Правила хорошего тона.
В нас в школе вколачивают много чего. Правило, например, о том, что нельзя в одном и том же абзаце повторять одно и то же слово. Это дурной тон. В литературе.
Сценарий - это иной вид литературы. Забудьте правила хорошего тона.
3. Размазня!!!
Многочисленные описания в красивом слоге хорошо читать в книжках. "Старая аллея шумела в осенних сумерках. Деревья тянули вверх ветви словно плакальщики, рыдающие над покойником".
Пороть надо!!! "Поздняя осень. Сумерки. Аллея высоких мрачных деревьев. Должно быть ощущение траура и угрозы". Это максимум, что вы имеете право написать! Не загаживайте сценарий красивостями! В данном случае, хороший литературный слог становится вашим врагом!
Важно! СЦЕНАРИЙ ПИШЕТСЯ ТЕЛЕГРАФНЫМ СЛОГОМ! Если охота корябать красивости - пишем книжку!
Отсюда плавный переход к следующему пункту:
4.Многословие!!! Это самый страшный грех сценариста.
Внимание! Я знаю, что сейчас напишу страшную вещь, но это необходимо помнить, чтобы вас не посылали нафиг, прочитав первый абзац.
СЦЕНАРИЙ - ЭТО ИНСТРУКЦИЯ.
Да, да, ваши глаза вас не подводят! В отличии от других жанров литературы, сценарий стоит ближе к бюрократическому стилю, чем к беллетристике.
Вы пишете ПОШАГОВО то, что потом народ будет воплощать в жизнь.
Именно поэтому вам нужен телеграфный слог - чтобы люди понимали, что им надо рисовать, куда стрелять, зачем бежать!
Даже в художественной книге необходимо сокращать растянутости, чтобы сохранить динамику повествования. В сценарии нет ничего, кроме необходимого минимума. Вы пишете только то, что СОВЕРШЕННО НЕОБХОДИМО, самым простым слогом.
Разница между сценарием и литературой такая же как между участием в скандале и съёмкой камеры видеонаблюдения.
5. Запутанность!
"Герой пошёл направо, хотя ему надо было налево, потому что он не знал, что..."
На-пра-на-ле-костыль-на-пле-шагом-бегом-об-стенку-лбом -ОТСТАВИТЬ!
Очень важно!!! Возьмите школьный учебник по информатике и прочитайте главу про АЛГОРИТМИРОВАНИЕ!!! Оно вам жизнь спасёт.
Сценарии для игр пишутся так же, как составляются программы.
"Если ГГ пошёл направо, то....( его съели мышекодилы, он родил ежа и научился метать файрболы)
Если ГГ пошёл налево, то... (встретил инопланетянку, отрастил третью руку)
Если ГГ пошёл назад, то... (увидел привидение, которое послало его нафиг и он туда ушёл)"
Сценарий игры должен быть СТРУКТУРИРОВАН. Если в программе есть циклы или повторы - то они должны учитываться сценарием.
6. Полнота и предусмотрительность.
- Сценарий игры должен охватывать все потенциальные варианты действия Игрока.
То есть, ГГ может пойти направо, налево, назад. А что если он никуда не пойдёт? Что тогда? Что будет с ГГ? А с заданием?
Говорят, лучший способ протестировать программу, это посадить за неё "медведя" - тупого чайника, который вообще ни в чём не соображает. Сразу вылезут все ошибки. Найдите себе такого чайника и дайте почитать. Или сами поиграйте в идиота!
- Вам нужна "дуракозащита" от потенциально идиотских действий. Знаете, почему вилку от радиоприёмника невозможно воткнуть в розетку для настольной лампы? Потому что они сразу сделаны разными для защиты от идиотов. Вам нужно выявить все возможные идиотизмы и поставить защиту.
- Чистота. Вам придётся вылизать сценарий на предмет всех потенциальных возможностей с той же тщательностью, с которой бабушка заклеивает скотчем розетки перед визитом 2-годовалого внучка, который любит совать пальцы куда не надо. Иначе вашим производителям игрушки потом придётся клепать патчи каждые 3 дня! Все программисты - немного параноики. И вам придётся этому научиться.
7. Описания.
"Вошла сексуальная красотка". А-а-а! Какая?
Для одного мужика сексуальная блондинка высотой 2 метра и с глазами как блюдечки, а для другого - карликовая негритянка с носом как у Буратино. А третий вообще голубой и для него сексуальных баб на свете не существует!!!
Надо писать точно: Вошла девушка среднего роста, с большой грудью. Блондинка, глаза карие, нос курносый, губы пухлые. Одета во что-то типа греческой хламиды, только полупрозрачной.
Желательно посмотреть как менты составляют описания внешности человека. Это не просто полезно. Необходимо.
8. Ролики, диалоги и прочее дерьмо.
Для чего люди покупают игры? Я серьёзно. Зачем? Чтобы пострелять или побродить. Ради действия, то есть. Игрок хочет играть. Всё, что отвлекает от игры - мешает.
Как бы ни хотелось сделать красивый диалог подлиннее - НЕ НАДО. Я могу почти каждую первую тему на этой странице ткнуть как дурной пример.
Запомните, в квесте Игроки читают только первую строчку фразы. Остальное пролетает мимо. В стрелялке, зачастую, и того не читают.
Сделав диалог или ролик, проверьте его на:
- время. Прочитай вслух с секундомером. Сколько длится диалог в ролике? Сколько длится сам ролик?
Ролики в играх не должны занимать более 10 секунд. Всё, что длиннее, воспринимается как издевательство! Пример: МассЭффект 2, сцена боя сразу после выпадания из Омега-реле. Почти 2 минуты интенсивного мордобоя - без участия Игрока. Когда я играла в МЭ2 по второму разу, я успела сложить все маты только потому, что этот долбаный ролик было нельзя пропустить. Меня уже не интересовали виражи Нормандии, меня бесило ожидание.
- повторы. У вас 5 магов и вы каждому рассказываете, что Кащей помер. Не надоело?
Вы уже ранее объясняли это другому персонажу? Теми же словами? Сколько раз? Вы кому это по пятому разу объясняете? Игроку? А он что, совсем тупой?
Дело в том, что в Игре других живых персонажей кроме Игрока нет. И потому всё, что вы объясняете, объясняется ИГРОКУ и более никому! Пощадите! Надо всегда найти способ ОБОЙТИ необходимость повторения!!! Не надо зудить на нервы Игроку постоянными повторами одного и того же.
- детальность до опупения. Дословное разжёвывание конкретно бесит. "Мне нужен зелёно-синий цвет. Нет, не сине-зелёный, а почти бирюзовый, только немного зеленее, но тёплый, а не мрачный." Игрока тянет блевать. Лучше дайте что-то другое попроще.
- наигранность. Игрок не идиот. Иногда народ такие диалоги загибает в тексте, от которых в жизни упали бы и ржали до истерических колик. Не уверен в правильности - прочитай вслух, начитай на магнитофон и прокрути. Сразу поймёшь грустную правду.
Помни, бандит в игре говорит как бандит, а пятилетняя девочка - как младшая сестра твоего приятеля. Если наоборот - это коробит. Пиши, как говоришь.
9. Знаете, что меня бесит больше всего? Это повторы.
Пусть даже мотивированные повторы роликов чувствуются как чистое наказание!
Закладывая в игру что-то, думайте о том, кто будет в неё играть.
Пример: "Lost Planet", драка с монстром в пещере. Игрок вываливается в пешеру, делает 2 шага и получает 5-секундный ролик о том, что монстр вылез. Игрок играет, его персонажа убивают. Он снова вываливается на том же месте, делает 2 шага, получает ролик. Его снова убивают. Снова 2 шага и долбаный ролик. Снова убивают. Снова ролик. Снова. Снова. Убил бы производителя игры! Сценариста прибил крупными гвоздями причинным местом к полу и заставил смотреть проклятый ролик 50 раз подряд - чтобы понял, какая это пытка!
Уф. Прооралась, даже полегчало. Наловлю ещё того, что злит, добавлю.