Часть первая. Простые программы. Урок первый. Приветствие.
Описывать Паскаль я не буду. Да и зачем его описывать? Я просто скажу какую программу надо использовать. Это Turbo Pascal.
Начну я с определённых примеров. Для начала простую программу-приветствие.
В скобках будут комментарии.
Теперь текст:
Code
program First: ( progam - служебное слово, команда, First - название программы, придумаете сами. В конце обязательно поставьте двоеточие)
begin (начало программы, в конце ничего не ставите)
write ('Привет. '); (Эта команда выведет слово 'Привет' или любое другое слово которое вы написали вместо него. В конце стоит точка с запятой)
writeln ('друзья!'); (Эта команда выведет слово 'друзья!'. Ln (line) переведёт курсор на следующую строчку)
writeln ('Это вторая строка');
end. (Конец программы. В конце обязательно точка)
Теперь разьясним что такое служебные слова (операторы). Это функции, команды. Program это команда с помощью которой можно совершать определённые действия.
Внимание! Урок перепроверил, всё правильно!
Урок второй: оформление текста.
На этом уроке я обьясню как надо оформлять текст на экране, то есть цвет текста или фона. Для этого используется CRT с помощью этого модуля мы можем управлять способом вывода текста на экран. Это простой модуль, поэтому он есть и в ПаскальАБС и Турбо паскаль.
В паскаль, обычно, при использовании используют процедуру установки курсора на такую-то координату. Длина измеряется X(от 1 до 80),а ширина Y(от 1 до 25). Наверное сказав это я уже кэп Очевидность.
Теперь используя эти знания напишу код.
Code
program Second; (или ваше название)
uses Crt; (uses - команда подключения модуля, Crt - соответственно модуль)
begin(начало)
TextBackGround (3); (Вызов процедуры выбора фонового цвета. 3 значит светло-голубой цвет. Вместо номера можно ввести цвет(black,red...))
ClrScr; (Процедура очистки экрана)
TextColor (14); (Процедура выбора цвета букв. В скобках указан цвет(в данном случае желтый))
GoToXY (40,10); (Уже понятно что это координаты)
Writeln('Что нибудь напишите'); (Вывод текста с установленным цветом(TextColor)и в соответствующей координате(GoToXY))
Delay (1000) (Сам не знаю что это, задержка кажется, но забывать её ни в коем случае нельзя)
end. (Конец. Обязательно точка в конце.)
Теперь алгоритм для выполнения задания.
Задание. Написать программу очищающая экран, и выводящая слова red, green, blue. yellow каждое своим цветом и в своей части экрана. (мыссленно разделить экран на 4 части, и указать соответствующие координаты для каждого слова.)
Урок третий: Integer.
На этом уроке я расскажу вам о типе данных integer. Он может хранить только(!) целые числа, так что особых премудростей здесь знать не надо.
Также в таких типах программ используются переменные. Чтобы они использовались нужна команда var(от английского variable - переменная).
Теперь собственно код простой программы.
Code
Program BlaBla; (Название ваше)
var (здесь начинается раздел описания переменных и их значений)
A,B,C: integer; (переменные перечислены через запятую, integer указывает тип данных(целый), так что значение переменной не должна быть дробью)
Begin (собственно начало)
A:=5; (Это оператор присваивания к переменной значения. Ни в коем случае не путать с A=5!)
writeln(A); (выводит содержимое переменной A. Не заключать в апострофы, это не слово!)
writeln('A'); (Выводит на экран символ A)
A:=A+1; (с помощью этого примера значение A увеличиться на 1)
B:=7; (ещё одна переменная)
C:=A*B; (формула. * - операция умножения)
writeln('Product=',C) (Вывод ответа с пояснением)
end. (Конец)
После запуска программы вы увидите следующее:
Задания не будет. Просто поэкспереминтируйте с примером. Добавьте ему ещё переменные, измените уравнение. Спасибо за внимание.
Урок третий, часть вторая. Операции с типом integer.
Это не урок, а повторение первой части, и дополнение к ней. Для начала простенькая программа:
Code
Program Action;
var
A,B,C: integer;
begin
A:=17;
B:=3;
C:A*B;
writeln('17 * 3=',C);
C:=A div B;
writeln('17 div 3=',C);
C:=A mod B;
writeln('17 mod 3=',C);
C:=A+B;
writeln('17 + 3=',C);
C:=A-B;
writeln('17 - 3=',C)
end.
При запуске программа выведет следующее:
17 * 3=51
17 div 3=5
17 mod 3=2
17 + 3=20
17 - 3=14
Собственно теперь задача. Даны 3 целых числа - A,B,C. Вычислить их сумму и произведение.
Алгоритм решения задачи:
Вижу я, паскаль уже не нужный язык программирования. В таком случае я продолжать уроки не буду, пойду учить Basic какой нибудь.